Если вы точно решили говорить по-немецки, именно говорить, а не как истукан выговаривать каждое предложение, вам нужно сначала отработать навык владения артиклями до автоматизма. Вы должны именно отработать их, а не держать таблицу в голове, вспоминая нужную вам форму артикля. Для отработки лучше использовать специальные упражнения, только их постоянное повторение поможет вам на должном уровне владеть иностранной речью. К вашему вниманию представляю несколько упражнений, которые используются в лучших учебных заведениях.
Пожалуй, начнем. Для начала определите, какой тип артикля вы хотите в данный момент отработать, напомню, что они бывают определенными и неопределенными (но это тема совсем другого урока). Артикль – это основа основ.
Вот несколько упражнений для тренировки артиклей, как определенных, так и неопределенных:
1 Упражнение. С самого начала начнем тренировать главный падеж немецкого языка – Nominativ. Вместо многоточий вставьте в предложение артикль. Главное, за чем вам нужно следить – это род существительного. Он будет указываться в скобках после предложения: (N) – средний, (M) – мужской, (F) – женский.
1. Das ist … Altertum (N) — старина.
2. Das ist … Auftrag (N) — задание.
3. Das ist … Backstein (M) — кирпич.
4. Das ist … Barock (N) – барокко (стиль).
5. Das ist … Bestreben (N) — усилие.
6. Das ist … Erkennungszeichen (N) — распознавание символов.
7. Das ist … Gedankenwelt (F) — мысль
8. Das ist … Klassizismus (M) – классицизм (стиль).
9. Das ist … Rundbogen (M) — арка.
10. Das ist … Kleidungsstück (N) — одежда.
11. Das ist … Bewerber (M) — кандидат.
12. Das ist … Lehrling (M) — ученик.
13. Das ist … Hilfskraft (F) — помощник.
14. Das ist … Lehrstelle (F) — ученичество.
15. Das ist … Anwender (M) — пользователь.
2 Упражнение. Теперь отработаем Akkusativ – падеж прямого дополнения.
1. Ich nehme … Auftrag (M).
2. Er kauft … Auto (N).
3. Ich sehe … Mädchen (N).
4. Herr Schweiger braucht … Uhr (F).
5. Ich lese jetzt … Zeitung (F).
6. Der Bewerber deklamiert … Gedicht (N).
7. Der Anwender zeigt … Bluse (F).
8. Hilda schenkt mir … Geschenk (N).
9. Hanna schreibt mir … Brief (M).
10. Till küsst … Mädchen (N).
11. Sie erfüllt jetzt … Arbeit (F).
12. Ich höre … Vögel (F).
13. Der Soldat singt … Lied (M).
14. Ich bekam … Antwort (F).
15. Wir pflanzen … Gebäude (N).
3. Упражнение. Все просто, тренируем Genitiv – притяжательный подеж, отвечающий на ворос: Чей? Для простоты отработки, упражнение построено на базе предыдущего, это позволит вам лучше усвоить Akkusativ. Не подсматривайте в предыдущее упражнение, попытайтесь повторно вставить во все пробелы артикли, вспоминая род существительного.
А задание простое, заполните все пробелы соответствующими артиклями, обращайте на обозначения после предложения.
1. Ich nehme … Auftrag … Leiter (M).
2. Er kauft … Auto … Nachbar (M).
3. Ich sehe … Mädchen … Bruder (M).
4. Herr Schweiger braucht … Uhr … Tochter (F).
5. Ich lese jetzt … Zeitung … Vater (M).
6. Der Bewerber deklamiert … Gedicht (N).
7. Der Anwender zeigt … Bluse (F). (не перестраивается)
8. Hilda schenkt mir … Geschenk (N). (не перестраивается)
9. Hanna schreibt mir … Brief (M). (не перестраивается)
10. Till küsst … Mädchen … Freund (M).
11. Sie erfüllt jetzt … Arbeit … Mitarbeiter (M).
12. Ich höre … Vögel … Großmutter (F).
13. Der Soldat singt … Lied … Schubert (M). (просторечная немецкая речь)
14. Ich bekam … Antwort … Konsulat (N). (просторечная немецкая речь)
15. Wir pflanzen … Baum …Stiftung (F).
Упражнение 3.Если вы выполнили все предыдущие задания, то вы сможете справиться и с этим. Отработаем Dativ. Ничего сложного не требуется, просто выполните все то, что вы уже проделали в 1 и 2 упражнении.
1. Der Mann sieht … Ball (M).
2. Der Vater greift … Schreiben (N).
3. Der Arzt untersucht … Patienten (M).
4. Das Mädchen hört … Stimme (F).
5. Das Kind liest … Buch (N).
6. Das Kätzchen sucht … Mütze (F).
7. Dia Frau ruft … Wirtin (F).
8. Die Tochter fragt … Freund (N).
9. Die Antenne fängt … Signal (N).
Вот и все упражнении, которые вам потребуются. Если вы справились, то можете брать уже свои примеры слов и комбинировать их между собой. Удачного вам обучения.
В первом упражнении опечатка «2. Das ist … Auftrag (N) — задание.», der Auftrag мужского рода, а не среднего.
Во втором упражнении слово LIed обозначено (M), а следовало бы обозначить (N).
Упражнение 1: der Barock — существительное мужского рода, а не среднего, как указано в скобках.
Упражнение 2, предложение 12: во-первых, «птица» в немецком языке мужского рода der Vogel., а не женского, как заявлено. Во-вторых, указанная форма Vögel — форма множественного числа. Тогда и в скобках надо указывать, что имеется в виду множественное число. Зачем же вводить в заблуждение только начинающих изучение божественного немецкого языка?
Упражнение 3: «друг» — он и в немецком мужского рода, поэтому der Freund. И где, кстати, была тренировка Dativ?!
Но все же от души спасибо за идеи.