Конверсия, усеченные слова

Имплицитное словообразование 

Немецкие существительные (сущ.) могут быть образованы от глагольных основ с сохранением корневого гласного неизменным (и у сильных, и у слабых глаголов) или же с его изменением (у сильных глаголов), например (напр.): спать – schlafen / сон – der Schlaf; прорезать, рассекать – schneiden / сечение – der Schnitt; выпускать – auspuffen / выпуск, выхлоп – der Auspuff; прорывать, проламывать – durchbrechen / прорыв, пролом – der Durchbruch; приказывать, распоряжаться – befehlen / приказ, распоряжение – der Befehl и пр.

Глаголы также могут образовываться в немецком языке от имен сущ., однако подобное явление наблюдается значительно реже, чем обратное, напр.: рыба – der Fisch / ловить рыбу – fischen; пила – die Säge / пилить – sägen, парень – der Bursche / вести разгульный образ жизни — burschen и т.п.

 

  • Немецкие сущ., в составе которых присутствуют словообразующие элементы –ver, -be, -ent, -zer, -er являются образованными от глаголов (чаще всего сильных), напр.: запрещать – verbieten / запрет – das Verbot; закрывать, запирать – verschließen / запор – der Verschluß и пр.
  • Наличие измененных корневых гласных (аблаутов) в именах сущ. обычно свидетельствует о том, что они были образованы от одной из глагольных форм, напр.: принуждать – zwingen / принуждение – der Zwang; ломать, рвать, разрушать – brechen / разрушение, разрыв – der Bruch и пр.

 

Конверсия

Данный способ словообразования является в немецком языке очень продуктивным, в особенности это применимо к субстантивации глагольных инфинитивов. Субстантивироваться могут:

  • одиночные инфинитивы, напр.: создавать, творить – schaffen / творение – das Schaffen;
  • сдвоенные инфинитивы, напр.: познакомиться – kennen lernen / знакомство – das Kennenlernen;
  • сложносоставные глаголы, напр.: разгибать – auseinanderbiegen / разгибание – das Auseinanderbiegen;
  • словосочетания, напр.: приходить слишком поздно – zu spät kommen / слишком поздний приход – das Zuspätkommen. 

При конверсии возвратное «sich» очень часто входит в состав вновь образованных сущ., напр.: дистанцирование (себя) – das Sichdistanzieren и др.

 

Префиксальные словообразовательные модели

Образование сущ. при помощи приставок развито в немецком языке относительно слабо. 

ЗначениеПриставкаОсобенностиПримеры
отрицаниеnicht-всегда ударнаяневыполнение – die Nicht-erfüllung;
un-более типична для прилагательныхнепорядок, беспорядок – die Un-ordnung;
miss-более слабая выраженность отрицаниянеудача – der Miss-erfolg; неправильное, ложное понятие – Miss-begriff;
отклонение в сторону негативаun-негативная оценкаавария – der Un-fall; сорняк, сорная трава – das Un-kraut.

 

 Образование усилительных имен существительных 

ЗначениеПриставкаОсобенностиПримеры
очень большой, в высочайшей степениun-только при обозначении какого-то количестваогромное, несметное количество – die Un-menge;
erz-чаще с сущ. с негативной оценкойзаклятый враг – der Erz-feind; патриарх, праотец – der Erz-vater.

 

 Усеченные слова

Под усеченными понимаются совершенно особые слова, образовавшиеся от полных словесных форм, напр.: университет – die Universität (полное слово) – die Uni (усеченное слово); аккумулятор, аккумуляторная батарея – der Akkumulator (полное слово) – der Akku (усеченное слово).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *