Начиная изучать немецкий язык, учащийся сталкивается в первую очередь с простыми формами слов и выражений, которые употребляются в настоящем времени. Это потому что новичку трудно запомнить основную информацию о построении предложений, об окончании глаголов, о такой интересной части речи немецкого языка, как артикль. Сначала многие теряют его, забывают о нем, потому что нет ему аналога в русском языке. Поэтому методически правильно строить свои знания постепенно, как говорится, кирпичик за кирпичиком.
Самой простой временной формой является настоящее время Präsens. Но в самом начале изучается только основные его значения:
- Указание на событие (соб-е), которое происходит в момент речи.
Z. B: Ich gehe in die Bibliothek. – Я иду в библиотеку.
- Происходящее действие в момент речи, обладающее неопределенной длительностью.
- Z. B.: Wir besuchen die Schule nur ein Jahr. – Мы посещаем школу всего лишь год.
- Всем известные факты, например, названия книг.
Z. B.: Kerstin Gier „Robinrot. Liebe geht durch alle Zeiten.“
Но, к сожалению, всегда бегло обращают внимание на дополнительные значения Präsens. К ним относятся:
настоящее время исторических соб-й, так называемый исторический Präsens,
и соб-я, происшедшие в плане будущего – футуральный презенс (пр-с).
Исторический пр-с используется с целью сделать более реальными события исторической давности или для введения читателя в тот период, чтобы он почувствовал себя частью того, о чем говорится.
Z. B.: Der letzte preußische Posten ist passiert; der kleine Trupp marschiert über baumlose Landstraße, vorbei an den Feldern, auf denen Inseln mit Unkraut wuchern. (Bredel)
То есть читатель непосредственно переносится в то время, в котором происходят соб-я. Получается, что историческое время живет в настоящем и происходит сокращение временных рамок.
Die Londoner Literatur des 19. Jahrhunderts fängt an mit Charles Dickens ( 1812-1870 ); aber der gehört doch eher schon in die nächste, die viktorianische Epoche. (Die Zeit, 03.07.1992, Nr. 28 )
Конечно, использование пр-са в данном случае необязательно, его можно заменить на простое прошедшее время, но тогда теряются живое ощущение восприятия прошедших соб-й. А также исчезает перенесение читателя в самую гущу событий.
Различают такие формы исторического пр-са:
- «репортажный пр-с» отличается тем, что он используется для передачи соб-й, которые произошли только что. Если передавать такую информацию с помощью претеритума, то необходимо будет указывать дополнительно пояснительные слова, которые уточнили бы период происходящего в недавнем прошлом. Эта форма описывает события в четкой последовательности.
- «представляемый» пр-с используется для описания воображаемых соб-й, которые не могут быть связанны к какому-нибудь времени. Например, названия картин или ремарки в пьесах.
- Приближение реальных прошедших соб-й к реальному времени:
Z. B: Gestern gehe ich die Einkaufsstraße hinunter, da sehe ich, wie zwei bewaffnete maskierte Männer aus der Bank gelaufen kommen.
Что касается футурального пр-са, необходимо принять во внимание, что в немецком языке присутствует некоторая размытость между настоящим и будущем временем в разговоре. Поэтому часто применяют настоящее время в значении будущего при наличии четко определенных слов, указывающих на действие, которое произойдет вскоре (morgen, bald, in einer Zeit). К тому же чаще всего эта форма касается текста, в котором семантически говорится о запланированном действии.
Конечно, футуральный пр-с можно употреблять и без выше сказанных наречий, , тогда сам контекст указывает на будущность действия:
Wir halten Sie auf dem Laufenden. – Мы будем держать Вас в курсе соб-й [“Stern”, 2004].
Или прилагательное weiter может указывать, что действие совершится в будущем или последовательно:
Weitere Infos erhalten Sie bei Ihrem Skoda–Partner unter: www/octavia–combi/de и т.п.
[„Der Spiegel“, 2006].
Таким образом, семантически немецкому языку характерна расширенная форма пр-са.
Тогда возникает другой вопрос: когда же стоит вернуться к этой важной части грамматики немецкого языка? У многих методистов ответ будет очень прост: когда будут усвоены учащимся все основные временные формы. Именно тогда модно показать размытость футурального пр-са и законченность исторического.
В качестве упражнений можно использовать такие задания:
- Определить временную форму текста, указать, в чем различия исторического и футурального пр-са.
- Данные происходящие соб-я описать, используя исторический пр-с. Другими словами, написать некую новость.
- Заменить будущее время формой футурального пр-са там, где это необходимо.