Словообразование глаголов

Словообразование немецких (нем.) глаголов (глаг.) значительно отличается от образования новых имен прилагательных и существительных (сущ.)

Словосложение при образовании нем. глаг.

  • Словообразовательная модель, состоящая из причастия 2 и инфинитива, например: оповестить, дать знать, проинформировать – bekannt-machen; заключить, посадить в тюрьму – gefangen-setzen.
  • В качестве первого компонента в словообразовательной модели может присутствовать имя существительное. В таком случае вновь образованные глаг. могут приобретать следующие значения: 

 

1-й компонент словообразовательной модели Значение Примеры
существительное  воздействие на что-либо формовать, придавать форму – form-geben;
использование инструмента ехать на велосипеде – Rad fahren;
локальные отношения стоять на голове, вверх тормашками – kopf-stehen;
модальность курить сигареты одну за одной, непрерывно – ketten-rauchen;
прилагательное / адъективное наречие характеристика действия работать неполный рабочий день – kurz-arbeiten; сохранять в горячем состоянии – warm-halten; сильно коптить – stark-räuchern.

 От образованных от имен существительных глаголов необходимо уметь отличать слова, образованные от сложносоставных сущ., например: завтрак – das Frühstück / завтракать – frühstück-en т.п.

Образование новых нем. глаг. путем деривации

Подобные глаг. практически во всех случаях являются слабыми. Они могут образовываться от разных частей речи, например:

Производящая основа Значение (особенности) Примеры
сущ. снабжать признаком, качеством (зачастую в переносном смысле) красить – färben (от die Farbe); пилить – sägen (от die Säge);хомячить – hamstern (от der Hamster); сглупить, ишачить – eseln (от der Esel);
снабжать чем-то конкретным (добавлять что-то), придавать качество солить – salzen (от das Salz); дробить, молоть – schroten (от der Schrot);
выступать, пользоваться инструментом ездить на гондоле – gondeln (от die Gondel); барабанить – trommeln (от die Trommel); работать веслами, грести – rudern (от das Ruder);
место позиционировать, размещать – positionieren (от die Position); приземлиться – landen (от das Land);
освобождать от чего-либо очищать от скорлупы – schälen (от die Schale); искать блох (освобождать от блох) – flöhen (от der Floh);
приобретать какое-то качество, переходить в новое состояние прорасти – keimen (от der Keim); покрыться ржавчиной – rosten (от der Rost);
прилагательное приобретение качества, присущего прилагательному чистить, очищать – säubern (от sauber); вызреть – reifen (от reif);
глаг. условие: непродуктивная в современном нем. языке модель; от сильных обычно образуются слабые глаг.

Префиксальные модели образования немецких глаголов

Глагольные приставки подразделяются на две категории: они могут быть ударными и при этом отделяемыми, а могут быть безударными и неотделяемыми. При помощи префиксов образование глаг. происходит от различных частей речи. Отделяемых приставок существует в нем. языке достаточно большое количество, например: писать – schreiben / записывать – auf-schreiben / списывать – ab-schreiben / подписывать (= писать внизу) – unter-schreiben и пр. Все названные и другие отделяемые приставки отделяются от глаг. при их спряжении в Präsens. Количество неотделяемых приставок в нем. языке ограничивается всего лишь восемью:

 

Производящая основа Приставки Примеры
глаг. be- раскрашивать – bemalen (от malen – рисовать);
zer- разбить – zerschlagen (от schlagen – бить);
ver- провести – verbringen (от bringen – приносить);
emp- чувствовать – empfinden (от находить – finden);
ge- принадлежать – gehören (от слышать – hören);
er- производить – erbringen (от приносить – bringen);
ent- избежать – entkommen (от приходить – kommen);
miss- не доверять — misstrauen (от доверять — trauen).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *