Исторический и футуральный презенс

Начиная изучать немецкий язык, учащийся сталкивается в первую очередь с простыми формами слов и выражений, которые употребляются в настоящем времени. Это потому что новичку трудно запомнить основную информацию о построении предложений, об окончании глаголов, о такой интересной части речи немецкого языка, как артикль. Сначала многие теряют его, забывают о нем, потому что нет ему аналога в русском языке. Поэтому методически правильно строить свои знания постепенно, как говорится, кирпичик за кирпичиком.

Самой простой временной формой является настоящее время Präsens. Но в самом начале изучается только основные его значения:

  • Указание на событие (соб-е), которое происходит в момент речи.

              Z. B: Ich gehe in die Bibliothek. – Я иду в библиотеку.

  • Происходящее действие в момент речи, обладающее неопределенной длительностью.     
  • Z. B.: Wir besuchen die Schule nur ein Jahr. – Мы посещаем школу всего лишь год.
  • Всем известные факты, например, названия книг.

Z. B.: Kerstin Gier „Robinrot. Liebe geht durch alle Zeiten.“

Но, к сожалению, всегда бегло обращают внимание на дополнительные значения Präsens. К ним относятся:

настоящее время исторических соб-й, так называемый исторический Präsens,

и соб-я, происшедшие в плане будущего – футуральный презенс (пр-с).

Исторический пр-с используется с целью сделать более реальными события исторической давности или для введения читателя в тот период, чтобы он почувствовал себя частью того, о чем говорится.

Z. B.: Der letzte preußische Posten ist passiert; der kleine Trupp marschiert über baumlose Landstraße, vorbei an den Feldern, auf denen Inseln mit Unkraut wuchern. (Bredel)

То есть читатель непосредственно переносится в то время, в котором происходят соб-я. Получается, что историческое время живет в настоящем и происходит сокращение временных рамок.

Die Londoner Literatur des 19. Jahrhunderts fängt an mit Charles Dickens ( 1812-1870 ); aber der gehört doch eher schon in die nächste, die viktorianische Epoche. (Die Zeit, 03.07.1992, Nr. 28 )

Конечно, использование пр-са в данном случае необязательно, его можно заменить на простое прошедшее время, но тогда теряются живое ощущение восприятия прошедших соб-й. А также исчезает перенесение читателя в самую гущу событий.

Различают такие формы исторического пр-са:

  1. «репортажный пр-с» отличается тем, что он используется для передачи соб-й, которые произошли только что. Если передавать такую информацию с помощью претеритума, то необходимо будет указывать дополнительно пояснительные слова, которые уточнили бы период происходящего в недавнем прошлом. Эта форма описывает события в четкой последовательности.
  2. «представляемый» пр-с используется для описания воображаемых соб-й, которые не могут быть связанны к какому-нибудь времени. Например, названия картин или ремарки в пьесах.
  3. Приближение реальных прошедших соб-й к реальному времени:

Z. B:  Gestern gehe ich die Einkaufsstraße hinunter, da sehe ich, wie zwei bewaffnete maskierte Männer aus der Bank gelaufen kommen.

Что касается футурального пр-са, необходимо принять во внимание, что в немецком языке присутствует некоторая размытость между настоящим и будущем временем в разговоре. Поэтому часто применяют настоящее время в значении будущего при наличии четко определенных  слов, указывающих на действие, которое произойдет вскоре (morgen, bald, in einer Zeit). К тому же чаще всего эта форма касается текста, в котором семантически говорится о запланированном действии.

Конечно, футуральный пр-с можно употреблять и без выше сказанных наречий, , тогда сам контекст указывает на будущность действия:

Wir halten Sie auf dem Laufenden. – Мы будем держать Вас в курсе соб-й [“Stern”, 2004].

Или прилагательное weiter может указывать, что действие совершится в будущем или последовательно:

Weitere Infos erhalten Sie bei Ihrem Skoda–Partner unter: www/octavia–combi/de и т.п.
[„Der Spiegel“, 2006].

Таким образом, семантически немецкому языку характерна расширенная форма пр-са.

Тогда возникает другой вопрос: когда же стоит вернуться к этой важной части грамматики немецкого языка? У многих методистов ответ будет очень прост: когда будут усвоены учащимся все основные временные формы. Именно тогда модно показать размытость футурального пр-са и законченность исторического.

В качестве упражнений можно использовать такие задания:

  1. Определить временную форму текста, указать, в чем различия исторического и футурального пр-са.
  2. Данные происходящие соб-я описать, используя исторический пр-с. Другими словами, написать некую новость.
  3. Заменить будущее время формой футурального пр-са там, где это необходимо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *