Общий обзор немецкой грамматики. Часть I.

Немецкая грамматика очень специфична, и существует много моментов, в корне отличных от русской грамматики.Grammatik

Немецкие гласные имеют целых пятнадцать долгих и кратких фонем (монофтонгов) и в придачу три дифтонга. Для произнесения немецких гласных в начале слов и корней характерен незнакомый русской речи «твердый приступ», суть которого заключается в образовании особой гортанной смычки перед соответствующим звуком. Гласные немецкого языка различаются между собой долготой, лабиализацией, подъемом и рядом. В безударной позиции они полудолгие.

В немецком языке существует такое явление, как умлауты (ü, ä, ö). Фонемы чередуются в словах в процессе образования:

  • формы множественного числа ряда имен, например: die Schulbank (школьная парта) — die Schulbänke (школьные парты);
  • глагольных форм у отдельных сильных глаголов, например: verlaufen (протекать, проходить — инфинитив) – der Urlaub verläuft (отпуск проходит – 3 лицо ед. числа);
  • степеней сравнения у некоторых имен прилагательных, например: kurz (короткий) – kürzer (короче) – der kürzeste (самый короткий) / am kürzesten (короче всех);
  • а также в процессе словообразования, например: der Rauch (дым) – rauchen (курить) – räuchern (коптить).

Немецкий язык располагает двадцатью тремя согласными фонемами. Они отличаются друг от друга местом и способами образования и тем, участвуют ли в данном процессе голосовые связки. Звонкие согласные в немецком оглушаются. Для глухих смычных согласных характерна аспирация, если они располагаются в конце слов после ударных гласных или перед ударными гласными, например:

  • der Tiger – тигр, die Kosten – расходы, verteidigen – защищать, das Päckchen – бандероль, Polen – Польша, die Verputzung – штукатурка и другие.

Согласный «r» в немецком, как правило, увулярный. Имеется также его переднеязычный вариант, который характерен для австрийского немецкого и юга Германии.

В немецком языка есть и особо шумные согласные – аффрикаты [pf], [ts], [tS], представляющие собой нечто среднее между смычными и щелевыми согласными, например: Pfirsiche – персики, rutschen – скользить, der Dampf – пар.

Немецкое ударение по своему типу динамическое и обычно падает на корневые слоги. Это правило касается только исконно немецких слов и не распространяется на заимствования.

Немецкий грамматический строй называют аналитико-синтетическим. В этом языке есть

  • три грамматических рода: стакан – das Glas (средний), столяр – der Tischler (мужской), змея – die Schlange (женский),
  • два числа, формы которых образуются синтетически, иначе говоря, при участии суффиксов и в некоторых случаях умлаутов — вместе с суффиксами или самостоятельно: der Brauch (обычай) – die Bräuche (обычаи) – суффикс и умлаут; die Treppe (лестница) – die Treppen (лестницы) – суффикс; der Vater (отец) – die Väter (отцы) – умлаут; der Stellvertreter (заместитель) – die Stellvertreter (заместители) – совпадение форм;
  • четыре падежа, указание на которые обычно производится аналитически, то есть путем использования артиклей и их заместителей:
Падеж клен (конкретный) клен (неконкретный) его клен тот клен пестрый клен
Nominativ der Ahorn ein Ahorn sein Ahorn jener Ahorn bunter Ahorn
Genitiv des Ahorns eines Ahorns seines Ahorns jenes Ahorns bunten Ahorns
Dativ dem Ahorn einem Ahorn seinem Ahorn jenem Ahorn buntem Ahorn
Akkusativ den Ahorn einen Ahorn seinen Ahorn jenen Ahorn bunten Ahorn

У немецких прилагательных имеются две формы – краткая и полная. Полные формы имеют окончания, которые указывают на формы числа, падежа и рода. Особенностью кратких форм является их неизменность и, соответственно, отсутствие каких бы то ни было окончаний, например:

  • краткая форма: Sein Neffe ist sehr begabt. – Его племянник очень одаренный.
  • полная форма: In unserer Schule lernen viele begabte Kinder- В нашей школе учится много одаренных детей (прилагательное стоит в форме множественного числа именительного падежа).

Немецкие глаголы по-разному изменяют свои формы, на основании чего их делят на две основные группы – глаголы сильного и глаголы слабого спряжения. В качестве стандартного рассматривается слабое спряжение, которое характеризуется образованием основных глагольных форм по стандартной схеме (при помощи суффика «-(e)te» — для формы Imperfekt и суффикса «-(e)t» + приставки «ge-» (в большинстве случаев) – для формы Partizip 2). Именно оно является продуктивным на сегодняшний день, то есть именно так изменяют свои формы все вновь образованные глаголы. Формы сильных глаголов, которые представлены в немецком в меньшинстве, нужно заучивать, поскольку они не стандартны. Для этого лучше всего воспользоваться специальными таблицами. Общей закономерностью при образовании их форм можно считать лишь использование приставки «ge-» (в большинстве случаев) и суффикса «-n» для формы партицип 2.

  • слабые глаголы: ставить печать — stempeln (инфинитив) – stempelte (имперфект) – gestempelt (партицип 2); упражняться – üben (инфинитив) – übte (имперфект) – geübt (партицип 2);
  • сильные глаголы: спрятать – verbergen (инфинитив) – verbarg (имперфект) – verborgen (партицип 2); проводить (время и т.п.) – verbringen (инфинитив) – verbrachte (имперфект) – verbracht (партицип 2).

Своеобразным феноменом немецкого языка является существование глаголов с отделяемыми префиксами. Эти префиксы всегда находятся под ударением, например:

  • Unsere Freunde haben noch nicht entschieden, wann sie weiter Und wir fahren gleich weiter. – Наши друзья еще не решили, когда они двинутся дальше. А мы уезжаем тот час же (weiterfahren – fahren weiter).
  • Deine Schwester hat vergessen, in den anderen Bus umzusteigen. – Твоя сестра забыла пересесть на другой автобус (umsteigen – umzusteigen).
  • Wir bauen das Bücherregal zusammen. – Мы собираем книжную полку (zusammenbauen – bauen zusammen).

Продолжение…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *